Константиновский дворец
С первой победой Петра и закладкой Петропавловской крепости положение будущего города оставалось уязвимым.
Чтобы защитить Санкт-Петербург с моря, царь начал активное строительство фортов на островах Финского залива.
Спешно, с большим напряжением сил возводились в невской дельте укрепления, а впереди, на длинном и узком острове Котлин, запиравшем вход в Неву, уже с 1704 года стала строиться военно-морская крепость Кронштадт.
Петр с приближенными часто посещал остров. Но путь по воде был не удобен и иногда даже не возможен. Приходилось двигаться по южному берегу залива, переправляясь там, где расстояние было меньше всего.
Дорога вдоль берега стала довольно оживленной, и вскоре на разных участках появились так называемые «попутные светлицы», в которых останавливался ненадолго царь со свитой.
За одной из них утвердилось название Стрельнинской мызы (или мызы Стрельна), за другой – Петергоф (сокращенное Петров двор).
На облюбованном месте Петр для начала приказал в 1711 году «строить пару изб для приезда, птичий и скотный дворы и, ежели возможно, то хотя маленькую сажалку для рыбы».
Через несколько лет победа над Швецией обеспечила безопасность Санкт-Петербурга и окружающих земель. Недавно основанный, город де-факто превратился в столицу.
И тогда в районах Стрельнинской и Петергофской мыз начались работы по созданию летних царских резиденций.
Был разработана схема планировки территории, посажены сотни привезенных лип, началась постройка дамбы для облегчения причала кораблей к низкому берегу (из-за мелководности к берегу нельзя было пристать даже на лодке).
Проект был заказан итальянскому архитектору Себастьяно Чиприани, однако его замысел осуществлен не был.
Позднее, в 1716 году, план дворца и парка составил известный французский архитектор Жан Батист Леблон, приглашенный в Россию Петром, но и этот проект осуществили только частично, создав каналы, сохранившиеся до наших дней.
Реальное строительство Стрельнинского дворца началось лишь спустя несколько лет, в июне 1720 года, под руководством архитектора Никколо Микетти. На торжественной закладке присутствовал сам Петр, уделявший тогда Стрельне много внимания.
Работы велись так интенсивно и с таким напряжением сил, что для ускорения снимали даже «работных людей» с других царских построек.
Однако, не окончив строительства, господин Микетти сбежал из России под благовидным предлогом: мол ему надо вернуться в Италию, чтобы набрать хороших мастеров. Царь дал итальянцу 3000 рублей на первые расходы, но тот больше не вернулся.
Строительство продолжил Усов, а затем закончил Земцов.
Здание часто страдало от пожаров, и всякий раз архитекторы, руководившие восстановлением (а среди них были такие мастера, как Растрелли и Воронихин), вносили в характер сооружения и отделку интерьеров нечто новое.
Главный корпус стоит на краю естественной береговой гряды, и его высокий, вытянутый корпус силуэт виден как со стороны залива, так и из поселка.
В средней части он прорезан тройной сквозной аркадой, через которую видна синеющая даль залива.
Эта аркада, пышные лепные наличники многочисленных окон, группы колонн, фигурный фронтон в центре и, наконец, сами масштабы дворца выделяют его среди аналогичных построек первой четверти 18 века.
Здесь лаконизм и сдержанность, присущие облику дворцов Петра были впервые усилены до значительной парадности. Царь словно самоутверждался, компенсируюя годы скромной походной жизни.
Дворцовый парк в Стрельне располагается между заливом и береговой террасой, где стоит дворец, на довольно широком участке.
Стремление подчеркнуть связь с любимой Петром водной стихией нашло свое отражение не только в подготовке к сооружению многочисленных фонтанов и каскадов (оставшихся неосуществленными), но и в устройстве широких каналов, определивших морской характер парка.
Стрельнинский парк - единственный в пригородах Санкт-Петербурга, где каналам принадлежит решающая роль в общей планировке.
Интенсивно развернувшиеся продолжались недолго.
Вскоре Петр перестал ими интересоваться и подарил особняк своей дочери Елизавете, ибо его внимание целиком переключилось на соседний Петергоф.
Там оказались лучшие возможности для устройства фонтанов.
В 1797 году Павел подарил дворец своему второму сыну - Константину Павловичу.
От имени нового владельца и пошло название - Константиновский дворец.
Несколько лет назад здание и территория были реконструированы с царским размахом.
С тех пор в официальных кругах его называют Дворцом конгрессов.
Официальный сайт:
Как добраться:
От метро Автово ходит много маршрутных такси и автобусов