Бесплатный звонок для регионов: 8 800 100-23-13
Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 4
+7 (812) 411-11-22     Заказать звонок

Константиновский дворец

С первой победой Петра и закладкой Петропавловской крепости положение будущего города оставалось уязвимым.

Чтобы защитить Санкт-Петербург с моря, царь начал активное строительство фортов на островах Финского залива.

Спешно, с большим напряжением сил возводились в невской дельте укрепления, а впереди, на длинном и узком острове Котлин, запиравшем вход в Неву, уже с 1704 года стала строиться военно-морская крепость Кронштадт.

Петр с приближенными часто посещал остров. Но путь по воде был не удобен и иногда даже не возможен. Приходилось двигаться по южному берегу залива, переправляясь там, где расстояние было меньше всего.

Дорога вдоль берега стала довольно оживленной, и вскоре на разных участках появились так называемые «попутные светлицы», в которых останавливался ненадолго царь со свитой.

За одной из них утвердилось название Стрельнинской мызы (или мызы Стрельна), за другой – Петергоф (сокращенное Петров двор).

На облюбованном месте Петр для начала приказал в 1711 году «строить пару изб для приезда, птичий и скотный дворы и, ежели возможно, то хотя маленькую сажалку для рыбы».

Через несколько лет победа над Швецией обеспечила безопасность Санкт-Петербурга и окружающих земель. Недавно основанный, город де-факто превратился в столицу.

И тогда в районах Стрельнинской и Петергофской мыз начались работы по созданию летних царских резиденций.

Был разработана схема планировки территории, посажены сотни привезенных лип, началась постройка дамбы для облегчения причала кораблей к низкому берегу (из-за мелководности к берегу нельзя было пристать даже на лодке).

Проект был заказан итальянскому архитектору Себастьяно Чиприани, однако его замысел осуществлен не был.

Позднее, в 1716 году, план дворца и парка составил известный французский архитектор Жан Батист Леблон, приглашенный в Россию Петром, но и этот проект осуществили только частично, создав каналы, сохранившиеся до наших дней.

Реальное строительство Стрельнинского дворца началось лишь спустя несколько лет, в июне 1720 года, под руководством архитектора Никколо Микетти. На торжественной закладке присутствовал сам Петр, уделявший тогда Стрельне много внимания.

Работы велись так интенсивно и с таким напряжением сил, что для ускорения снимали даже «работных людей» с других царских построек.

Однако, не окончив строительства, господин Микетти сбежал из России под благовидным предлогом: мол ему надо вернуться в Италию, чтобы набрать хороших мастеров. Царь дал итальянцу 3000 рублей на первые расходы, но тот больше не вернулся.

Строительство продолжил Усов, а затем закончил Земцов.

Здание часто страдало от пожаров, и всякий раз архитекторы, руководившие восстановлением (а среди них были такие мастера, как Растрелли и Воронихин), вносили в характер сооружения и отделку интерьеров нечто новое.

Главный корпус стоит на краю естественной береговой гряды, и его высокий, вытянутый корпус силуэт виден как со стороны залива, так и из поселка.

В средней части он прорезан тройной сквозной аркадой, через которую видна синеющая даль залива.

Эта аркада, пышные лепные наличники многочисленных окон, группы колонн, фигурный фронтон в центре и, наконец, сами масштабы дворца выделяют его среди аналогичных построек первой четверти 18 века.

Здесь лаконизм и сдержанность, присущие облику дворцов Петра были впервые усилены до значительной парадности. Царь словно самоутверждался, компенсируюя годы скромной походной жизни.

Дворцовый парк в Стрельне располагается между заливом и береговой террасой, где стоит дворец, на довольно широком участке.

Стремление подчеркнуть связь с любимой Петром водной стихией нашло свое отражение не только в подготовке к сооружению многочисленных фонтанов и каскадов (оставшихся неосуществленными), но и в устройстве широких каналов, определивших морской характер парка.

Стрельнинский парк - единственный в пригородах Санкт-Петербурга, где каналам принадлежит решающая роль в общей планировке.

Интенсивно развернувшиеся продолжались недолго.

Вскоре Петр перестал ими интересоваться и подарил особняк своей дочери Елизавете, ибо его внимание целиком переключилось на соседний Петергоф.

Там оказались лучшие возможности для устройства фонтанов.

В 1797 году Павел подарил дворец своему второму сыну - Константину Павловичу.

От имени нового владельца и пошло название - Константиновский дворец.

Несколько лет назад здание и территория были реконструированы с царским размахом.

С тех пор в официальных кругах его называют Дворцом конгрессов.


Официальный сайт:

konstantinpalace


Как добраться:

От метро Автово ходит много маршрутных такси и автобусов


© 2009-2023 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Вверх